Городской перевозчик отходов ООО «Ресурс АТЭ» опубликовал результаты социологического исследования на тему сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) в Санкт-Петербурге. Компания изучила мнение жителей города об оказываемой услуге и выявила, насколько хорошо петербуржцы знают правила утилизации мусора.
Перевозчик твердых коммунальных отходов ООО «Ресурс АТЭ» работает на рынке Санкт-Петербурга с 2015 года. Компания транспортирует отходы в Пушкинском, Колпинском районах и на левом берегу Невского, а также выступает подрядчиком АО «Автопарк №1 «Спецтранс» в Центральном, Фрунзенском и Красносельском районах.
Улучшения в сфере транспортирования ТКО
На старте мусорной реформы «Ресурс АТЭ» совместно с региональным оператором по обращению с отходами внедрил информационную систему мониторинга транспортирования ТКО. Перевозчик закупил специальные планшеты, обучил персонал и теперь мониторит процесс вывоза в режиме реального времени. Это позволило автоматизировать систему транспортирования, сделать ее прозрачной и эффективной. Перевозчик и региональный оператор не только могут отслеживать локацию и маршрут каждого мусоровоза, но и получать видеозаписи процесса погрузки и разгрузки.
Компания продолжает внедрять улучшения в коммунальном секторе. Находясь в тесном контакте с районными администрациями, «Ресурс АТЭ» борется в несанкционированным сбросом строительных отходов на контейнерные площадки, ликвидирует свалки в Красносельским, Фрунзенском и Невском районах. Компания постоянно следит за исправностью и внешним видом контейнеров, оперативно реагируя на запросы управляющих компаний и самостоятельно отслеживая состояние площадок накопления отходов.
Запуск соц. исследования
Чтобы продолжить улучшения, компания решила обратиться к жителям напрямую и организовала социологическое исследование. Социологи опросили 1600 респондентов в оффлайн и онлайн форматах. Петербуржцы ответили на вопросы об удобстве, внешнем виде и удаленности контейнерных площадок, о частоте и регулярности вывоза отходов, о конфликтных ситуациях с экипажами мусоровозов, о правилах утилизации разных типов бытовых отходов.
«Мы решили спросить жителей, что мы можем улучшить в своей работе. Нам важно, чтобы процесс сбора и вывоза отходов был понятным, легким и незаметным. Мы поняли, что предстоит большая информационная работа – обучить жителей выбрасывать крупногабаритные, строительные и опасные отходы. Судя по опросу, мало кто делает это правильно. Пока эта проблема стоит остро для нас – в контейнеры бросают все подряд, дорогостоящая техника ломается, – прокомментировал результаты исследования Дмитрий Климчук, генеральный директор ООО «Ресурс АТЭ».
Насколько хорошо петербуржцы знают правила утилизации отходов?
Только 37% горожан правильно ответили на вопрос о способах выбросить диван и другие крупногабаритные отходы (КГО) – их нужно оставить на площадке рядом с контейнером или поместить в специальный ПУХТО для КГО. 44% не умеют правильно утилизировать строительные отходы – для этого нужно вызывать лицензированного перевозчика, а не бросать мусор в обычные контейнеры. 56% горожан и 80% жителей Фрунзенского района неправильно избавляются от изношенных автомобильных покрышек, которые вместе с другими опасными отходами принимают специализированные экопункты и экомобили. 74% петербуржцев не знают, что делать со сломанной техникой, зато те же 74% знакомы с правилами утилизации батареек.
Результаты опроса о качестве вывоза и содержании площадок накопления ТКО
По комбинации показателей качественнее всех, по мнению жителей, услугу по вывозу отводов оказывают в Центральном, Фрунзенском и Приморском районах города.
37% петербуржцев недовольны открытыми контейнерами, при этом 5% жалуются на контейнеры, которые нужно самостоятельно открывать. Шум от работы мусоровоза замечают в основном пенсионеры, однако в большинстве случаев жители относятся с пониманием к кратковременной работе спецтехники. Проблемы с удаленностью контейнерных площадок, по мнению жителей, решить удалось – этот пункт выбирали реже всего.
Жители Центрального района отмечали заметные улучшения внешнего вида площадок и вывоза мусора – здесь «Ресурс АТЭ» и региональный оператор провели комплексную работу по замене баков, испорченных вследствие вандализма. С начала 2022 года было закуплено 4 000 новых контейнеров.
Неопрятный вид мест накопления чаще всего беспокоит жителей Красносельского района. Здесь большую роль играет проблема несанкционированного сброса строительных отходов – из-за них площадки превращаются в свалки. Такие отходы перевозчики ТКО вывозить не имеют права – в тариф это не входит. Кроме того, из-за строительных отходов ломается дорогостоящая техника, мусоровозы отправляются на длительный ремонт.
На неприятные запахи жаловались редко – в основном жители Московского района, где больше всего закрытых контейнерных площадок, которые используются не по назначению. Жители отмечали неудовлетворительный внешний вид контейнерной площадки и редкую уборку в местах накопления.
Комплексная услуга – комплексная ответственность
Важно отметить, что только с 2022 года услуга по вывозу ТКО стала коммунальной. Раньше отдельной строки в квитанции за услуги ЖКХ не было – для большинства домохозяйств сбор отходов был частью услуги по содержанию общедомового имущества. Теперь жители воспринимают сбор и вывоз ТКО как комплексную услугу, но транспортирование – лишь один из ее этапов. Задача по содержанию контейнерной площадки – ее уборка и своевременная подача заявок на замену баков – остается в ответственности управляющей компании.
«Результаты опроса показали, что отзывы об услуге по обращению с ТКО зависят от типа жилья, в котором проживают респонденты. Например, жители новостроек комфорт-класса услугу оценивают выше – при этом дома разных классов обслуживает та же техника и экипажи. Значит, мы свою работу делаем хорошо», – комментирует директор «Ресурс АТЭ».
На общее впечатление об услуге вывоза ТКО влияет также внешний вид площадки и качество ее содержания – это уже ответственность управляющей компании или муниципалитетов. О конфигурации и удобстве площадки должен задумываться застройщик на этапе проектирования – чтобы и мусоровоз мог подъехать, и контейнеров вместилось столько, сколько нужно.
На регулярность вывоза, и как следствие – на впечатления жителей о качестве услуги – влияют и независящие от перевозчика факторы. Так, за год компания фиксирует до 2 000 случаев неподъезда к контейнерным площадкам из-за припаркованных автомобилей.
Результаты исследования в инфографике: